Первый период
— Третий год уже играете?
— Получается, что да.
Сергею Анпилову — 36. Он работает полицейским — в белгородском аэропорту занимается досмотром и охраной пассажиров. После работы, в 23:00, мы едем с ним на заключительную игру отборочного этапа НХЛ в Шебекино. За рулём он пьёт энергетик и рассказывает про свою команду «Львы». В прошлом году они были лидерами отборочного сезона и поехали на финальный этап в Сочи. В этом году «Львы» вторые, их финальная игра уже ничего не решала.
— Скомканный год получился. Травм много, болезни.
— НХЛ отличается от профессионального хоккея?
— Почти. Фактор любительского хоккея есть, много решает… Кто-то не доехал, кто-то по работе не смог играть. У нас есть игроки, два-три человека, которые могут сделать всю игру, но они не приезжают, и мы проигрываем. Один — в университете учится, другой парень дальнобойщиком работает, пропустил половину игр в сезоне, — жалуется капитан команды, которому явно обидно, что в этом году его состав никуда не едет.
Подопечных Сергея можно понять. В среднем за сезон каждая команда играет две игры в неделю, и это ещё без учёта тренировок. Обычно матчи лиги проходят поздно вечером по будням, либо днём по выходным. Играть в НХЛ могут только любители. По регламенту — это люди, которые после 14 лет не играли в профессиональных хоккейных лигах. Поэтому получается, что ночью, когда все ложатся спать, хоккеисты-любители выходят на лёд. Любительским хоккеем занимаются люди разных возрастов, социального положения и профессий. Самому молодому — 18 лет, самому возрастному — 56. Здесь играют врачи, предприниматели, пожарные.
— Люди этим живут. Я вот с работы отпросился: начальство понимает.
— А как вы команду собрали?
— В первый раз собрались с бухты-барахты. До этого играли в группе здоровья от управления внутренних дел. Организаторы НХЛ предложили нам поиграть в лиге. Сейчас так и получается, что люди где-то слышат, что мы по ночам играем, и приходят попробовать себя. У нас есть парень — он всю жизнь занимался футболом, пришёл, попробовал, и ему понравилось. Всё от людей зависит: чем лучше играешь, тем быстрее из слабых команд перебираешься в более сильные.
В Белгородской области на НХЛ в этом году зарегистрировалось десять команд. Семь в дивизионе «18+» и три в «40+». Этого мало — всего в регионе играет около 30 разных составов. Если в дивизионе «40+» абсолютный лидер команда «Космос», которая уже несколько ездит на фестиваль в Сочи, то в «18+» есть конкуренция, и часто она выходит за пределы льда. Правда, сам Анпилов рассказывать об этом не хочет.
— По-хорошему, команд больше, но сейчас их зарегистрировалось только семь. Есть свои причины: кто-то кого-то не устраивает... Вдаваться в подробности не буду. Есть те, кого не устраивают финансовые вопросы, мол, «ага, надо платить».
— А много платить?
— В среднем, с команды взнос выходит 100 тысяч рублей.
Второй период
— В финансовом плане это был непростой год. Многие команды не участвуют потому, что не могут оплатить членский взнос. Игроки недовольны этим, но лига должна за счёт чего-то существовать. Сейчас нас поддерживает хоккейная федерация, есть спонсоры, но этих денег не хватает, — рассказывает Дмитрий Сазонов, представитель НХЛ в Белгородской области. Фактически именно он полностью занимается организацией лиги в регионе.
Основная статья расходов — лёд. Чтобы команде час поиграть на любой ледовой арене, нужно заплатить около 5 тысяч рублей. В частном порядке, чтобы тренироваться, команды в месяц платят около 40 тысяч рублей. В одном составе обычно около 20 человек, которые делят между собой эту сумму. В рамках лиги лёд предоставляется бесплатно. За этот сезон НХЛ одна команда сыграла минимум семь раз.
— А на что уходят взносы?
— Оплата судейского состава, — сам Дмитрий тоже является профессиональным судьёй. — Оплата наградной атрибутики, вся «канцелярка».
— Можете подвести итоги областного этапа?
— Сезон прошёл без срывов, лёд предоставлен в полном объёме. Были небольшие шероховатости в изменении расписания, но всё оперативно решали. По судейству… Недовольные были всегда, потому что кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Я, оценивая работу судей, могу сказать, что особых нареканий у меня нет.
— Претензии к судьям? Это же любительский хоккей.
— Мне бы очень хотелось, чтобы он был строго любительским. К сожалению, есть игроки, которые пытаются обмануть организаторов. В команды приглашают людей, которые не подходят по мастерству, — это игроки, у которых было профессиональное прошлое. При заполнении анкеты на участие они его скрывают. Мы называем их «липачами». В Москве есть отдел, который занимается проверкой анкет на достоверность. В прошлом году из-за большого количества «липачей» команда «Трансюжстрой», которая шла первой, не поехала в Сочи на финал.
Тогда поехали «Львы», и тогда же произошёл раскол в лиге. Игроки из «Трансюжстроя» утверждают, что Сазонов лично принимает решение о дисквалификации участников, и часто делает это субъективно. В этом году по очкам снова побеждает «Трансюжстрой».
— Есть вопросы к команде?
— Не буду комментировать… Есть нюансы.
— Команда в Сочи поедет?
— Скажем так, по регламенту — да.
Позже организаторы официально подтвердят — команда победила в отборочном этапе.
Третий период
Перед вагончиком, на котором написано «Шиномонтаж», стоит «разутый» «Мерседес». Люди меняют резину на летнюю. Внутри работает Юрий Буравченков, защитник «Трансюжстроя». В НХЛ он попал три года назад, и каждый раз выходил с разными командами в финал и ездил в Сочи.
— В первый раз ко мне ребята подошли из команды «Космос», спросили: поедешь с нами в Сочи? Я согласился. Там спонсоры есть, за меня взнос заплатили, почему нет?
Примерно также Юрий попал ко «Львам», но после сезона ушёл оттуда из-за размолвки. Ушёл к принципиальному сопернику — команде «Трансюжстрой». Считает, что в прошлом году команду с турнира сняли несправедливо, несмотря на то, что это обеспечило победу его команде. В зелёной рабочей робе и оранжевой кепке он стоит в дверях вагончика и жалуется на прошедшую накануне игру.
— Шайбой так прилетело, — показывает синяк на щеке, — челюстью еле двигаю. — В НХЛ запрещены силовые приёмы, а в дивизионе «40+» и вовсе нельзя бить с замахом, но это не спасает игроков от травм.
Работая, он попутно рассказывает про свои поездки на фестивали в Сочи.
— Путин когда на игру приехал, для него какой-то эсминец к Сочи пригнали. Серьёзно говорю: в море рядом с Олимпийским парком стоял боевой корабль. Ну а что? Его же весь мир убить хочет, — иронизирует Юрий.
Большинство воспоминаний шиномонтажника всё же не о спорте — для него фестиваль в Сочи в большей степени это весёлый отдых. По его словам, Белгород — далеко не хоккейный регион, поэтому рассчитывать на серьёзные результаты особо не стоит. Об этом же говорили и другие игроки. Лидерами традиционно считаются Вологодская область, Казань, Уфа и Москва. Там любительский хоккей теряет свой наивный шарм и превращается в полупрофессиональный спорт.
— Мы на фестивале разговаривали с другими командами. В некоторых регионах они тренируются круглый год. Студент из Москвы рассказывал, что ему полностью учёбу оплачивают, пока он за команду выступает. Там деньги совсем другие. Мы играем со своими ближайшими конкурентами — соседними областями. Заняли 21-е место из 40.
— Как проводится фестиваль в Сочи?
— Организация хорошая. На две недели нас заселяют в Олимпийскую деревню. Шведский стол два раза в день. Раньше в раздевалках перед игрой бананы и апельсины лежали, сейчас, наверное, кризис, поэтому в прошлом году были только апельсины. Обычно у нас одна игра в день, но периодически расписание скачет, потому что очень много команд. Отыграем матч и пойдём пиво пить. В гостинице прямо в коридоре выставляем столы и сидим общаемся с другими командами. Помню, в конце до утра так сидели, а потом пошли на гала-матч с Путиным. Мы толпой идём, смотрю, а из нашей кучи какие-то мужики нас по одному выхватывают. Меня тоже за руку схватили, спрашивают: «Вы нормально себя чувствуете?». Это ФСОшники (Федеральная служба охраны — прим. ред.) за президента волнуются. Они там везде были.
Помимо этого, Юрий хорошо помнит случай с украинскими водителями, когда организаторам НХЛ пришлось экстренно собирать совещание.
— Чтобы доехать до фестиваля, надо нанимать автобус. А наши водилы цены себе не сложат. Поэтому команды пользовались услугами украинских водителей. Так получилось, что на одной стоянке автобусов в Сочи оказались два украинца с разными политическими позициями. В итоге они подрались.
Овертайм
Ледовая арена «Айсберг», Шебекино. «Львы» ведут со счётом 2:0. Они явные фавориты игры. Вратарь у соперников хороший — это признают все игроки, — но и он не спасает ситуацию.
Шайба бьётся о борт так, что на мгновение глушит звон в ушах. В 12 часов ночи на трибуне есть даже болельщики. В основном это родственники и друзья играющих.
— Я за сына пришёл поболеть, — рассказывает одиноко сидящий на трибуне мужчина.
— Он в какой команде?
— «Луч». Последнее время, когда я за них болел, они всегда проигрывали. Надеюсь, что хоть в этот раз им повезёт...
Гол. Счёт 3:0.
После игры хоккеисты поздравляют друг друга и разъезжаются по домам. Дмитрий Сазонов, судья игры и организатор, поздравляет Сергея Анпилова с победой. Вместе они идут к машине и сожалеют о результатах всего сезона.
— Жалко, конечно, что другая команда едет. Лучше бы вы поехали, — заключает судья.