— Почему вы решили стать полицейским?
— С самого детства я хотел стать полицейским. Когда мне было лет восемь, был один случай: шла бабушка, и человек выхватил у неё сумку. Я был маленький, а преступник — большой дядя. Я подбежал к мужчине, который шёл мимо, и говорю: «Помогите! Бабушку обидели!». Мы с ним побежали и задержали этого дядю, а после я бабушке сумочку отнёс. Мужчина вызвал милицию. Меня опрашивали как свидетеля, привезли в отдел, и я попросил: «А можете экскурсию провести?». Мне всё показали, и мне понравилось. Так я и решил стать полицейским, чтобы помогать людям.
— Вам, наверное, часто приходится общаться со студентами. Что особенно важно в этой работе?
— В университете я всего лет пять работаю, раньше был участковым в районе Левого берега. Там меня ещё помнят. Человека надо выслушать, помочь ему, подсказать. Всегда надо быть строгим и добрым. Погоны-погонами, но важно быть человеком. Здесь, в университете, у меня другая специфика: кто-то с кем-то поругался, кто-то приехал из другой страны и не знает, где поменять деньги, — таким нужно подсказать, где находится банк. Приехали студенты, например, из Индии, и у них менталитет — душа-парень! Они же на родине у себя могут все вещи бросить и не переживать. А у нас чуть по-другому: могут и обидеть, и украсть что-нибудь. Приходится объяснять: карточкой расплачиваетесь — пин-код запишите и храните его отдельно. В магазин зашли — аккуратнее: телефоны нужно в сумочке хранить, паспорта никому не давать. Кто-то обижает — звоните в полицию: 02 или, на крайний случай, 112. Рассказываешь им, как в нашей стране жить в быту. Бывали случаи, когда студент звонил и говорил: «Фёдор Фёдорович, я в такси паспорт забыл». А таксист увидел же, что иностранец, и попросил «вознаграждение». Едем, возвращаем паспорт.
— Вам тяжело работать?
— Студенты очень благодарные. Мне их запомнить непросто — всё-таки 64 страны! Иду по магазину в гражданской одежде, а мне кто-нибудь «Здравствуйте!». Они меня зовут «Фэдэ Фэдорович», а между собой просто «ФэФэ» — сложно им выговорить моё имя.
— Вы с каждым студентом работаете индивидуально или собрания проводите?
— Я всегда провожу собрания. В сентябре студенты съезжаются, а в начале октября я две недели выделяю, чтобы встретиться с представителями каждой страны. Я рассказываю, как нужно себя вести, рассказываю про законодательство: что грозит за каждое правонарушение, где можно курить и до скольких можно безопасно гулять. Знакомлю их с правилами, ведь, например, в Колумбии, может, разрешено что-то употреблять, а у нас этого нельзя делать. Студентов нужно направить в правильное русло, чтобы они жили по нашим законам. Если нарушают — собираю всех правонарушителей и провожу беседы. Хоть комендантский час и отменили, я всё равно им говорю, что нельзя допоздна гулять. Всё-таки учиться приехали. Беру журнал, смотрю прогулы. Понятно же, что если полночи гулял, то и на занятия у него нет сил идти. Приходится беседы проводить. Надо с ними дружить, чтобы они тебя слушали. Если просто ругать, то не идут на контакт. А с комендантским часом всё-таки было проще. В 24 часа нужно было быть в общежитии. А сейчас всё — круглосуточно! Бывает, родители звонят, спрашивают: «Во сколько мой приходит?». А он в три часа ночи приходит, но что я могу сделать? Иногда звонят родители иностранных студентов, общаемся через переводчика. Сейчас я начал брать курсы английского языка. Нужен язык, многие студенты англоговорящие.
— Вас приглашают отмечать национальные праздники?
— Иногда такое чувство, что я живу со студентами. Недавно китайский Новый год праздновали. До четырёх утра мы проверяли общежитие с оперотрядом. Вот казалось бы — китайский Новый год, а зашли — там и африканцы, и турки, и арабы, и русские! Все сидят дружно, отмечают. Тортик, газировка — спиртные напитки у нас в общежитии запрещены, с этим строго.
Студенты по моей машине определяют, в кабинете я или нет. Заходят, здороваются, рассказывают, как дела. Если что-то случилось, то они обычно 02 не звонят — сразу мне.
— Вы очень много времени проводите на работе. Остаётся время на себя?
— Время на личную жизнь остаётся. Я женился в середине октября. Но мероприятий много. Мы в них всегда принимаем участие и занимаемся охраной общественного порядка. Жена знала, за кого замуж выходит. Мы ж не сразу женились, так что моя занятость для неё — не сенсация.
— Как связь держите со всеми: и со студентами, и с сотрудниками университета?
— У меня весь университет в быстром доступе с рабочего телефона. Мобильный мобильным, но в стационарном у меня весь университет — набираю четырёхзначный номер и сразу дозваниваюсь до любого декана. С ними только по рабочему телефону можно связь держать, поэтому стационарный телефон для меня — это очень хороший помощник. Из университета часто сотрудники звонят на рабочий телефон. На опорном пункте у нас городский телефон пользуется большей популярностью, чем мобильный. Этот опорный пункт существует давно, там наш майор работает уже 18 лет. Его вся округа знает, и постоянно ему звонят: «Николай Иваныч!», а если что-то случается в студгородке, мне звонят, и я сразу, в любое время, хоть в два часа ночи, приезжаю.
«Я ночью проезжаю, смотрю, чем студенты занимаются. Сидят в беседке, на гитаре играют. Слежу, чтобы пива никакого не было. Я принципиален в этом. Курить, распивать на территории учебного заведения я не позволю. Если увижу — первый раз побеседую, а на второй — память хорошая! — накажу административно, выпишу штраф. Но когда проходишь утром мимо общежития, не найдёшь ни окурка, ни банки пива. Это приятно. Это результат моей работы. А если найду банки, то две ночи спать не буду, но найду, кто это делает, и накажу. Я не позволяю этого делать».