Илья Лебедев — один из самых известных белгородских авторов коротких фильмов и видеороликов, которые посмотрели миллионы зрителей. О том, чего хочет и как этого добивается, режиссёр рассказал «Фонарю».
Мария Литвинова: Илья, судя по трейлеру, ты снял настоящий блокбастер.
Илья Лебедев: Там всё, как в хорошем голливудском фильме: и драма, и экшн-сцены — всё намешано.
М. Л. — Насколько сложно это давалось в техническом плане? И операторская, и звукорежиссёрская, и монтажная работа видны даже в трейлере.
И. Л. — Да, полный пакет. С точки зрения технической, этот процесс не сильно отличается от создания профессионального кино. Сейчас снимать качественное кино не недостижимо, как было раньше. Например, сегодня система стабилизации кадра стоит 100 тысяч рублей. Пять лет назад она стоила миллион. Что касается камеры, то после того, как Бэй снял сцену в «Трансформерах», где бьют машины, на Mark II (версия фотоаппарата Canon — прим. ред.), и зрители не заметили разницы между ним и киношной камерой, все стали кино на «Марки вторые» снимать. Я начинал снимать фильм на Mark II и на Mark III заканчивал.
М. Л. — «Комната ожидания» — это твоя дебютная работа?
И. Л. — Как полнометражный фильм, да. До этого я снимал короткометражки, на них тестился. Смотрел отзывы, количество просмотров. У меня их две — «Закрытые двери» и «Бумеранг», самые громадные мои проекты, которые уже ближе к кино. Они в общей сложности собрали больше 6 миллионов просмотров. Это как хорошие клипы, хорошие ролики. Было много обсуждений, людям понравилось. Качество съёмки отметили 90 процентов зрителей, что всё, как в кино. И тогда пришло время снимать больший проект. Я занимался им три года.
М. Л. — Сколько новый фильм длится по времени?
И. Л. — Полтора часа, полный метр.
М. Л. — Сейчас у знаменитых режиссёров появилась тенденция снимать фильмы по три часа и больше...
И. Л. — Мне кажется, тяжело смотреть. Я ещё ни один фильм не видел, который три часа идёт, и я ни разу за весь фильм ни подумал: боже, когда он закончится, у меня уже болит задница! Полуторачасовые фильмы с хорошим сюжетом, если хорошо сняты, никогда не вызовут такого желания.
М. Л. — Как-то Дэвид Линч, отвечая на вопрос о том, почему его «Внутренняя Империя» длится три часа, спросил собеседника, что он предпочитает: хороший секс в течение полутора часов или трёх?
И. Л. — Ну да (смеётся), но каждому своё. Это, опять же, дело вкуса.
М. Л. — А где ты учился снимать фильмы?
И. Л. — Нигде, учился сам. Когда восемь лет назад пришёл поступать в БГИИК, я уже тогда снимал свадьбы, имел несколько своих фотовыставок. Пришёл на собеседование. Спросил, что есть интересного насчёт кино. Мне предложили учиться на режиссёра детского театрального кружка. Я отказался. На видеооператора — я стал задавать вопросы и понял, что ничему из того, чего я не знаю, меня там не научат. Когда мне стали рассказывать, что делать, обучаясь фотоделу, я показал свои фотографии. И мне сказали, что мне у них учиться нечему. Я пошёл в БелГУ просто так, чтобы где-то учиться. Чтобы в армию не забрали. Учился на РГФ, потом учился экономике.
М. Л. — Как проходило самостоятельное обучение?
И. Л. — Видеоуроки, интернет. То, что мог взять оттуда, взял. Остальное придумывал сам. У меня есть даже несколько своих техник по съёмке.
М. Л. — Влияние каких режиссёров испытываешь на себе? Есть ли какие-то авторитеты, на которых ориентируешься?
И. Л. — Конечно, Кэмерон со Спилбергом — мои абсолютные кумиры. Многие другие режиссёры. Ещё Джеймс Ван, режиссёр «Пилы». Для меня «Пила» была откровением. Я увидел, что сюжет можно подавать ну настолько нестандартно! Меня в кино всегда бесила стандартная подача, когда на десятой минуте ты знаешь, чем всё закончатся. И такие режиссёры, как Джеймс Ван, показывают, что ты до самого последнего момента можешь вытянуть фильм, и зритель не будет понимать, кто, что и как. Это я взял за основу. И все свои сюжеты так ставлю.
М. Л. — И в таком же состоянии будет находиться зритель до конца фильма «Комната ожидания»?
И. Л. — Весь фильм человек будет думать, что он смотрит один сюжет. А в последний момент поймёт, что смотрел совершенно другой. Также построены и мои короткометражки.
М. Л. — Сложно сочинялся сценарий?
И. Л. — Я писал сценарий под музыку: рок, оперу. Люблю эпическую музыку. Потом тестил на друзьях, рассказывал. Реакция была одна: очень хочется посмотреть.
М. Л. — И никто эту историю не раскритиковал?
И. Л. — Для меня это было бы самым ужасным услышать. Самый страшный критик для меня я сам.
М. Л. — Как проявляется твоя самокритика?
И. Л. — Как-то я снял проект и после увидел в нём один косяк. И до сих пор не могу себя за него простить! Я мог бы его исправить за две секунды, я мог бы его предугадать. Теперь я перепроверяю миллион раз, чтобы иметь возможность исправить ошибку.
М. Л. — И потом нельзя было исправить?
И. Л. — Когда ролик был уже на «ютубе», нельзя. И я увидел недостаток уже где-то на полумиллионном просмотре.
М. Л. — Кто снялся в твоём фильме?
И. Л. — В фильме задействованы обычные белгородцы, больше 250 человек. Фрагмент фильма снимался в Тавровской школе, в массовке было задействовано больше 90 человек.
М. Л. — Как удалось договориться с директором школы о съёмке?
И. Л. — Не столько у директора, сколько у управления образования невероятно сложно было получить разрешение, но получилось.
М. Л. — Расскажи немного о фильме. Что там за конфликт, что за проблема в основе? Или это просто экшн?
И. Л. — Это интересная история, экшена там мало. Фильм создан больше для развлечения. Я не нагружал его слишком эмоционально и морально, чтобы зритель весь фильм сидел и думал. Я разбавил разными сценами, усилил спецэффектами. А сам сценарий не буду пересказывать. Суть в описании есть: девочка очнулась в комнате, не помнит, как она туда попала. И всё. Пусть каждый зритель потом решит для себя, о чём этот фильм. Я лучше услышу это от зрителя.
М. Л. — Зритель сможет как-то измениться и стать лучше после того, как посмотрит твой фильм?
И. Л. — Да. Для того и работаем.
В киноцентре «Русич» фильм начнут показывать с 11 февраля. Время сеансов и стоимость билетов можно уточнить по телефонам +7 (4722) 54-08-54 и 52-61-45.
В кинотеатре «ГриннФильм» показы «Комнаты ожидания» также стартуют 11 февраля и продлятся до 18 февраля. Сеансы — каждый день в течение недели в 18:10.
13 февраля в Илья Лебедев станет гостем фотостудии «Точка», где в этот день с 13:00 стартует фотосушка, в течение дня гостям будут показывать короткометражные фильмы, а вечером пройдет концерт группы «На самом деле». Организаторы «Интересного мероприятия» в «Точке» обещают, что Илья Лебедев расскажет о своём фильме и ответит на все вопросы.