Рейд белгородского «Льва против» начинается у главного входа в ТРК «МегаГРИНН» с 20-минутной задержкой — активисты бегут в магазин за забытым пульверизатором. По примеру московских коллег белгородцы вооружаются «пшикалкой» для тушения сигарет, бутылкой с небольшим количеством воды для хранения отнятых «бычков» и камерами.
Перед началом рейда 17-летний лидер местной ячейки «Лев против» Григорий Булатов даёт единомышленникам последние наставления.
— Парни, идём на небольшом расстоянии, все не налетаем, говорить начинаю я. И защищаем оператора, рядом всегда должен быть человек! — объясняет он, заметно волнуясь.
Оно и понятно: движению, организованному в Белгороде Григорием, нет и 10 дней, но уже сейчас здесь сформулировано главное правило — в рейдах может принимать участие только тот, кто сам не пьёт и не курит.
Первый настоящий рейд активисты устроили 23 октября. Всё шло гладко до того момента, как «Лев против» не подошёл к двум девушкам. На вежливую просьбу перестать курить они ответили отказом и потребовали вызвать полицию. Не подозревая подвоха и не имея опыта, активисты набрали 02 — приехавшие по вызову сотрудники встали на сторону общественников, но в участок забрали и их тоже, потому что «у девушек тоже были претензии». В отделе № 1 у активистов начались проблемы.
— Посадили нас, говорят: «Съёмка была незаконной». Мы сказали, что (снимали — прим. ред.) в общественных интересах — по статье 152 Гражданского кодекса мы имеем полное право снимать и выкладывать в сеть. Они начали угрожать, говорить: «Бедными будете, удаляйте». Мы их маленько обманули, что удалили. На самом деле флэшку подменили. Они нас отпустили, но сказали: «Ребят, ещё раз (сделаете — прим. ред.), будет плохо».
Активистов это не напугало, и 30 октября они вышли на второй рейд. «Лев против» начинает с улицы Железнякова. «Всё спокойно!» — голосом супермена замечает кто-то из активистов, проходя мимо играющих детей на площадке. Девять блюстителей порядка пятничным вечером смотрятся как настоящие супергерои на пустых улицах областного центра.
На улице Садовой активисты замечают двух курящих у магазина мужчин. Рядом со злоупотребляющими стоят женщина и ребёнок.
— Добрый вечер, проект «Лев против». Вы курите в общественном месте. Есть специальные места со знаками сигарет…
— Что-то я не видел таких мест вообще!
— Вы сигарету потушите?
Вместо ответа белгородец отходит на пять метров.
— Ну здесь же дети ходят!
— Ребят, а где вообще места для курящих тогда?!
— Ну если так хотите, отойдите вот туда хоть под стену или дома курите.
Мужчина сдаётся и бросает окурок в бутылку активистов. «Пшшшш», — звучит в воздухе.
На пути к следующему курильщику активисты рассуждают о своей деятельности.
— Слушай, а давай не будем подходить к бомжам, к совсем пьяным?
— ???
— Ну они же и так людям плохой пример подают!
— А, ну да. Прикольно придумал!
— Ага.
— А вот к ментам, наоборот, всегда надо!
Отношение к полиции у активистов сформировалось ещё с первого рейда.
Тем временем двое, смахивающих на вахтёра и сторожа, курят на крыльце небольшого здания.
— Ребят, валите отсюда! Это частная организация ООО «Добрыня», — объясняет вместо приветствия усатый блондин, как только активисты переступают порог калитки. «Это же открытое… предприятие?», — уточняет у него не самый юридически подкованный активист. «Внутри у нас запрещено курить, а здесь на улице люди выходят и курят», — удивляет в ответ мужчина.
Явно не складывающийся диалог завершается скоро — мужчины просто докуривают и активисты прощаются с «хамами».
Отправившийся дальше «Лев против» активно обсуждает случившееся.
— Это же как «СтопХам»: там тоже люди спрашивают, почему им клеят наклейки, когда рядом нет парковок!
— Ну так тот, кто начинает курить, должен задумываться об этом сначала.
— Да, согласен!
С первым по-настоящему серьёзным сопротивлением активисты сталкиваются на одной из остановок.
— Проект «Лев против». Это общественное место. По закону здесь курить нельзя, пожалуйста, потушите сигарету…
— Вы вообще кто такие?
— Люди, которые делают замечания.
— Ну делайте замечания.
В этот момент один из двух мужчин отправляет окурок в траву.
— Вы Россию не любите?
— Почему? Люблю.
— Мусорите…
Активист смиренно поднимает «бычок» и отправляет в бутылку.
— Ну а вы… Затушите?
— Нет.
Активист пытается прицелиться пульверизатором.
— Слышь, не надо так шутить.
— А мы не шутим, мы же нормально попросили.
— Ну нормально, до мусорки дойду и потушу.
Спустя пару секунд обещание выполняется.
После первой значительной победы «Лев против» отправляется к центральному рынку. Было ещё предложение пойти на Гринёвку, но активисты быстро отмели эту идею: «Слишком мало человек для района».
Григорий Булатов лучше других понимал это. Однажды Григорий с другом сделали замечание алкоголикам, выпивавшим на спортплощадке около дома Булатова. В ответ парней серьёзно побили. После этого активист начал смотреть ролики «Льва против» на YouTube и захотел создать что-то подобное в Белгороде — «хотя бы для своей спортивной площадки».
— У меня никто в семье не курит. Может быть, если бы такой хороший пример не был подан, может и не был бы я таким, — делится 17-летний парень.
«Участвую, потому что понял, что это благое дело и нужно стараться для своей страны. Сейчас в основном вся страна помешана на том, что пьёт, курит, колется, ну а я захотел чуть-чуть помочь искоренить это зло», — вторит наставнику 18-летний Пётр.
«Зла» возле универмага «Белгород» оказывается предостаточно. Активисты змейкой бегают от «жертвы» к «жертве», убеждая затушить сигареты. Люди — солидные мужчины, молодые девушки, умудрённые годами пенсионеры — послушно перестают смолить.
Обратная ситуация происходит возле главного входа на центральный рынок. Здесь, не обращая внимание на активистов, словно лев перед копошащимися у ног собачками, курит атлетичный сотрудник охраны. Переговоры ни к чему не приводят, но телосложение и лексикон мужчины явно пугают активистов, которые уже давно бы затушили сигарету пульверизатором, будь оппонент помельче.
«Идите на **й, щенки!» — кидает молодёжи охранник. Активисты, терпеливо дождавшиеся, когда охранник докурит, прощаются с ним почти соответственно.
Затушив в отместку охраннику пару сигарет проходящих рядом людей, «Лев против» бежит к попавшим в поле зрения двум сотрудникам муниципальной стражи. К своему невезению, они вышли на улицу из опорного пункта полиции в тот момент, когда активисты заканчивали выяснять отношения с охранником.
— Почему вы не предпринимаете никаких действий?
— А что случилось?
— Мужчина курит в общественном месте!
— Это можно. Важно, чтобы он курил вне массового скопления людей.
— Я вчера открывал закон и там не было такого. Там было сказано об общественных местах!
— А что такое общественное место?
На этот вопрос активисты явно знали ответ (и странно, что его не знали сотрудники муниципальной стражи), но от большого желания объясниться начали отвечать сразу в пять голосов — в итоге получилось что-то бессвязное из конструкций вроде «больше двух людей», «свободный вход» и «общество перемещается». Активисты были в полной уверенности, что перед ними — сотрудники полиции.
Но муниципальная стража не впечатлилась ответом движения. Вместо этого мужчины тепло поздоровались с охранником, на которого пожаловалась молодёжь, и перекинулись с ним парой фраз.
В этот момент в гущу событий подошёл ещё один мужчина, от которого разило весельем. Рядом с ним стоял маленький сын. «А что это тут происходит?» — наигранно громко спросил папа. После ответа он включил камеру на телефоне и начал выяснять у одного из активистов, почему на его рукаве приклеен немецкий флаг, а сам парень призывает бороться с курением в России. «У меня два деда умерло в Великой Отечественной войне! Почему на твоём рукаве немецкий флаг?!» — обвинял мужчина активиста. «Вы фирму Adidas носите?» — спрашивал в ответ парень, подразумевая, что флаг ничего не значит. «Да что ты тут мелешь! На вопрос отвечай!» — разгорячёно требовал мужчина, попутно посматривая вниз. Он искал глазами сына, но не находил — испуганный мальчик уже давно прятался под лестницей соседнего офиса.
Бурно обсуждая перипетии случившегося, «Лев против» доходит до универмага «Маяк». Здесь активисты не встречают сопротивления со стороны ещё нескольких белгородцев, правда, этого в планы движения и не входит — молодёжь всегда ищет мирный путь, и даже если на группу нападают, члены «Льва против» будут только защищаться. Особенно приятно, когда люди благодарят активистов за неравнодушие.
Уже взяв курс на «стометровку», кто-то замечает курящего мужчину.
«Затушите сигарету, пожалуйста!» — просят активисты журналиста Олега Гончаренко. Начинается шоу — мужчина нервно улыбается и, будто не замечая толпы, шагает по улице. За ним потянулась змейка активистов. Поравнявшись, Булатов и Гончаренко начали толкаться. Другие пытаются затушить сигарету водой, кто-то пробует вырвать окурок из рук. Доходит до того, что словно игравшему с активистами Гончаренко прыскают в лицо водой, но даже в этот момент он не останавливается и не перестаёт делать затяжки. У проспекта Славы упёртый журналист докуривает сигарету и выкидывает «бычок» в урну. «Больной человек, говорит вещи несуразные», — опишет свой диалог с журналистом позже активист. «Позитивный, но какой-то дурак», — оценит Гончаренко Булатов.
На «стометровке» активистов ждали ещё четыре курильщика и двое полицейских. Стражи порядка привычно холодно отнеслись к просьбе сделать предупреждение злоупотребляющим. «Да пусть курят!» — улыбнувшись, ответил сотрудник и повёл напарника за собой.