Основную работу «дорожная инспекция» ОНФ в Белгороде провела ещё до встречи с журналистами, рано утром 28 октября. Активисты движения «Убитые дороги России» во главе с его создателем и лидером, депутатом Государственной думы Александром Васильевым, объехали улицы города и проинспектировали качество дорог, безопасность территорий у школ и доступность медицинских учреждений. Позже они признались, что смогли бы сделать ещё больше, если бы не утренние пробки. «Потолкались в белгородских пробках, к сожалению, отметим, что они есть. Они очень затруднили наше передвижение», — с грустью заметили москвичи.
— Наш проект служит проверкой выполнения указов. В первую очередь мы проверяем качество дорог, которые были построены или отремонтированы в последние четыре-пять лет и находятся на гарантии, — рассказал Васильев.
Смысл проекта он видит в том, чтобы «заставить подрядчиков вмешаться», когда «дороги разваливаются».
— Мы сейчас находимся в сложном экономическом положении, когда ремонтировать дважды одно и то же недопустимо, — объяснил активист, добавив, что все данные из регионов затем попадут в единый отчёт, который будет представлен федеральным властям, а сторонники в регионах обязательно проверят, как местные чиновники в это время исправляют ситуацию.
Совместный рейд «Убитых дорог» с журналистами начался не с самих дорог, а со школы № 7 на улице Железнякова. Депутат Госдумы рассказал, что за утро успел оценить 11 школ Белгорода и почти у всех нашёл нарушения: «Когда отсутствуют светофоры, должно быть ограничение до 20 километров в час, должны быть искусственные неровности и ограждение, чтобы школьники не могли выбегать на улицу. Мы видим, что конкретно здесь искусственные неровности и переходы находятся в отдалении от школы. Таких моментов по Белгороду мы наблюдаем очень много».
К плотному кругу из журналистов и ОНФ подошёл мужчина. «Вы заедьте вот в наш двор, посмотрите, что творится!» — попросил он. «Ну, дворы в стране везде одинаковые…» — ответил ему активист. Мужчина не нашёл, что возразить — кажется, он был согласен с незнакомцем, как никогда.
Недовольны в ОНФ остались и доступностью медицинских учреждений для инвалидов.
— Большая проблема с пандусами у поликлиник. Даже если они установлены, как у поликлиники № 7, то нормативы угла наклона не везде соблюдаются. Также не везде организовано перемещение инвалидов от мест парковок до входа в учреждение, — пояснил лидер «Убитых дорог».
А вот белгородскими дорогами активисты прогнозируемо оказались впечатлены.
— Состояние дорог в Белгородской области на порядок лучше, чем в целом по России, не сравнивая с Москвой и Московской областью, и для нас это даже удивление, — признались они.
Особенно Васильев остановился на магистрали «Старый Оскол — Белгород», которую за день до этого в соцсетях назвал «лучшей региональной трассой».
Но было бы странно, если бы активисты не нашли, что показать журналистам в Белгороде. Недолго думая, водитель яркого автомобиля «Убитых дорог» припарковался на Соборной площади, в 15 метрах от областной администрации. Здесь, на гарантийном участке улицы Попова, «дорожной инспекции» не понравился «просевший» люк.
— Люди подвергают себя опасности, губернатор тоже. Посмотрите, — указал депутат Госдумы начальнику департамента городского хозяйства Сергею Куликову на дефект. Тот в ответ лишь пожал плечами.
Активист перед камерами приложил линейку к люку. Дефект был налицо.
— Сегодня же будет выписано предписание об устранении дефекта. В субботу, чтобы в будний день не создавать пробок, подрядчик за несколько часов исправит это. Мы недавно проводили контроль, но вот как-то не доделали вот это… — оправдывался перед журналистами Куликов.
Глава департамента объяснял, что «подрядчики — очень достойные люди» и поблагодарил Общероссийский народный фронт за дополнительный «партийный контроль». Александр Васильев недовольно хмыкнул — очередное сравнение «Единой России» и ОНФ его явно не обрадовало.
Всего за утро 28 октября активисты оценили девять «гарантийных» дорог в Белгороде, состояние которых оценили как «очень хорошее». Оценку «отлично» они не заслужили из-за улицы Сторожевой — туда «Убитые дороги» и повезли дальше журналистов, которые искренне не понимали, зачем члены ОНФ отправились ранним утром в такую даль.
Здесь была она. Большая и неприкрытая. Пугающая и опасная. Российская яма.
На фоне этого белгородского эксклюзива (иначе назвать такую яму в современном Белгороде почти не представляется возможным) активисты представили свой символ — «калабашку». Её смысл прост: если активисты бросают доску с надписью «Я плачу налоги — где дороги?» на землю и она помещается в яму, то яма признаётся серьёзной.
В белгородскую выбоину «калабашка» тоже влезла, но на этот раз Сергей Куликов крепко держал оборону.
— Здесь несколько недель назад была авария у «Водоканала», так что это не яма, а просто разрыв у «Водоканала». До 10 ноября здесь всё будет готово, — пообещал главный по городскому хозяйству. Свою уверенность в быстром решении ситуации с подрядчиками Куликов объяснил местными «правилами игры»:
«Наверное, это элемент нашей провинциальности. В отличие от Москвы здесь решается всё проще и надежнее. А вот «варягов» мы боимся: как приедут из Челябинска, из Орла, так потом не найдёшь их. Лучше работать со своими, в пределах закона, конечно».
На том и разъехались: активисты в Курск (журналисты саркастически пожелали им удачи), а Куликов на работу — делать жизнь губернатора безопаснее.