В очереди под аккордеон
В 18:50 я уже подъезжала к площади трёх музеев. Длинная вереница машин тянулась от Свято-Троицкого бульвара до улицы Сумской, и на протяжении всего пути озадаченные водители искали место для парковки.
На территории, прилегающей к музею-диораме «Курская битва. Огненная дуга», выставили оружие времён Великой Отечественной войны. Молодой аккордеонист наигрывал ненавязчивые мелодии, гости делали фото на память в декорированной фотозоне, а юные зрители решали задачки на «призывном пункте».
Перед входом, охраняемым полицией, толпилось человек 50. Пробиваюсь в начало очереди. Там молодая мама с дочкой со скучающим взглядом перечитывают программу «Ночи…».
— А почему вы не заходите? — интересуюсь.
— Говорят, что в музее очень много людей. Пока отмашку не дадут, новую партию не запустят.
— Не холодно стоять?
— Очень холодно, но хочется попасть внутрь…
Собери солдата в поход
В 19:10 около историко-краеведческого музея длинной очереди не было, зато внутри оказалось многолюдно. На входе всем желающим выдавали военные треугольники с запечатанной в них картой музея и заданием квеста. Буквально через каждые десять метров стояли «блок-посты»: сотрудники музея в военной или медицинской форме выдавали новые задания, проверяли выполненные и изредка давали подсказки. Каких-то заметных перформансов не происходило, поэтому пятнадцати минут оказалось достаточно, чтобы пробежаться по этажам и осмотреть все закоулки. Маленьким детям вручали воздушные шары и предлагали «собрать солдата в поход»: из карточек с изображениями различных предметов: футбольного мяча, штык-ножа, консервов, шоколада, конфет и т.д. нужно было выбрать только те, которые необходимы в походе. А вот вход в зал, где находится выставка холодного оружия, оказался платным: всего пара человек бродили по залу, рассматривая ножи и сабли.
Взрослые как дети
В 19:30 на площади перед художественным музеем райтеры вовсю работали над граффити. Зарисовки мемориала «Прохоровское поле», весенние пейзажи, изображения космоса потихоньку собирали зрителей.
На входе работала лотерея: чтобы получить заветный билет на розыгрыш призов, нужно было ответить на несколько вопросов. Например, сколько художников входило в объединение «Кукрыниксы» и как их звали. Чуть поодаль расположились сотрудники филармонии, которые рассказывали об абонементах нового концертного сезона.
На втором этаже одновременно работало несколько творческих площадок. Дети и взрослые учились делать рыбок в технике квиллинга, блёстками рисовать портрет Пушкина. Гости пробовали сами написать натюрморт пастелью, пейзаж — акрилом, сделать иллюстрацию в технике поп-арта. Руководители мастерских пошагово рассказывали, что и как рисовать. Долетали звуки литературного кафе, где юные актёры разыгрывали сценку.
На третьем этаже в уютном небольшом кинозале показывали фильм о творчестве Клода Моне.
В 19:50 на площади перед музеем заиграл саксофонист.
Пара велосипедистов, проезжающих мимо музея, удивилась большой толпе людей, мешающих проезду.
— Ну любят у нас люди искусство! — на ходу констатировал один из них.
Злые духи и домашние привидения
Во дворике дома купца Селиванова, где располагается литературный музей, развернули концертную площадку. Сначала звучали песни, а уже с 20:15 сцену захватили мастера слова: белгородские поэты и студенты Института искусств и культуры, а также несколько взрослых декламировали стихотворения — как классиков, так и собственные произведения.
На входе выдавали задания квеста. Подсказки к одним заданиям располагались на колоннах, другие же требовалось расшифровывать, читая текст, отражённый в зеркале, третьи скрывались в текстах, рукописи которых представлены в постоянной экспозиции музея. Наградой за выполненные задания стал сеанс у гадалки, которая предсказывала будущее.
Одним из наиболее ожидаемых событий «Ночи…» в литмузее стало «Практическое руководство по борьбе со злыми духами». Одетая в традиционный русский костюм сотрудница музея сначала рассказала о двух самых известных «вредителях», мучавших наших предков — Кикиморе и Домовом, а потом предложила изготовить обережную куклу. Десять взрослых людей с удовольствием принялись крутить трубочки-заготовки.
— Как это у вас резво получается, — отмечаю, видя, что руководитель сеанса уже сделала заготовку, а я ещё даже до середины не дошла.
— Это уже пятый мастер-класс за сегодня. Я руку набила! — улыбается она и предлагает свою помощь.
В процессе она рассказывает о значении каждой детали будущего оберега: куклу перевязывали крестом, чтобы обозначить энергетический центр, лицо не рисовали, чтобы не получилась «кукла вуду», о красоте куклы никогда не задумывались, а дети никогда с ней не играли.
На втором этаже был представлен книжный развал. Почти все книги советские: издания Короленко и Твардовского, «Школьный минимум по биологии и географии» и «Лекарственные растения России». В следующем зале шёл кинопоказ. Транслировали немое кино и старые мультфильмы.
Временами в музее слышались ухания и завывания.
— Это наше привидение балуется, — объяснили сотрудники.
Попытка не пытка
В 21:50 я предприняла вторую попытку попасть в диораму. Очередь увеличилась вдвое, а парковочных мест не было нигде в радиусе двух километров. Люди подъезжали на музейную площадь на такси. Останавливаясь на «аварийке», таксисты ещё сильнее тормозили движение. Вторая попытка тоже завершилась провалом. Надеюсь, в 2016 году мне удастся провести «Ночь музеев» в диораме.
P. S. А для тех, кто вдохновился рассказом нашего корреспондента, мы хотим предложить ещё кое-что интересное. «Ночь музеев» в галерее фотоискусства им. В. А. Собровина запланирована на 17 мая. Праздничная программа VIVAT MUZEUM начнётся в 15:00 и завершится в 22:00. Вас ждёт стилизованное ателье «Фронтовая фотография», викторина-квест, спектакль «Соль» независимого театра «Новая сцена-2» под музыку из сольного альбома Бориса Гребенщикова и дружеские кинопосиделки с просмотром фильма «Ночь в музее».