В Строителе живёт 25 тысяч человек, город небольшой, вполне уютный. Открытие в нём «Макдоналдса» стало неожиданностью для местных жителей. Рентабельность идеи ставили под сомнение все кому не лень. Очевидно, в компании рассчитывали на трассу М2, рядом с которой расположился ресторан. Но, в связи с известными событиями, границу перекрыли, и трафик стал гораздо меньше. В итоге компания всё-таки анонсировала закрытие ресторана в городе. Этого оказалось мало для представителей партии «Гражданская Сила», которая организовала пикет у здания.
На часах начало двенадцатого. Камеры и фотографы уже ждут, когда начнётся акция. Пара организаторов ходит из стороны в сторону — ждут автобус, на котором должны привезти людей. Накануне активисты партии связывались с журналистами региональных изданий и рассказывали, что ожидается около 50 человек, которые будут требовать закрытие местного «Макдоналдса» и полную ревизию всех ресторанов сети по области. По факту на акции присутствовали не более 15 человек. Главная среди них — Людмила Желева — разговаривает с журналистом:
— Скажите, а вы готовы создать новый ресторан на месте закрытого «Макдоналдса»? И почему для этого надо закрывать сеть фастуда?
— Это связано с санкциями, — отвечает Людмила. — Простые люди хотят, чтобы здесь на месте «Макдоналдса» был русский ресторан, с русской едой. Недаром наши два режиссёра решили организовать свою сеть.
— И попросили денег у президента...
— Да, я бы тоже у них спросила... Мы выступаем за то, чтобы закрыть американские рестораны на территории Белгородской области, потому что они наносят вред здоровью людей!..
— Почему вы не выступаете против ларьков с шаурмой, там наверняка качество продуктов похуже? — пытается выудить ответ журналист.
— Ну это только начало. Я разговаривала с местными жителями. Они недовольны именно этим рестораном. В этой еде много сахара и жира, а 54 процента американцев страдают ожирением! Давайте быть патриотами во всём, включая еду!
— А как вам идея отказаться от американских компьютеров, одежды, машин?
— Не надо отказываться, ребята! Надо брать лучшее из человеческого опыта! Не надо говорить, что надо отказаться от американской техники, да мы сами способны это производить! Нам просто надо включить мозги!
— Вы знали, что этот «Макдоналдс» и так закрывается, зачем его пикетировать?
— Мы слышали, что это один из самых первых ресторанов этой сети, который был открыт на территории Белгородской области. Первый открылся, первый пусть и закрывается.
***
Тем временем подходит основная масса активистов, в основном молодёжь. Все вместе они становятся на фоне здания и достают плакаты: «Русская еда — навсегда», «Душевно и по-русски», «Гречневая каша — матушка наша». Пытаемся с ними поговорить:
— Как вы собрались вместе?
— …Что за глупые вопросы? Ну как вы с друзьями собираетесь? Вот и мы также: созвонились и пришли. В последний день практически собрались, подумали и решили выступить. У нас тут знакомые, друзья друзей, просто идейные люди. Кто-то тут распространил информацию, что мы людей тут за деньги держим — ничего подобного. Мы никому не навязываем свою точку зрения. Мы её просто выражаем. Мы захотели, мы пришли.
Вопрос о деньгах деликатный. Накануне вечером мы связались с Людмилой и попросились поучаствовать в акции. Вопрос материальной благодарности тоже ставился.
Пикет.mp3
***
Часть активистов явно не готова к вниманию прессы и прячет лица за плакатами. Пока пикетчики фотографируются, в самом здании ресторана прошу прокомментировать происходящее директора Ольгу:
— Да, я читала, что собираются проводить акцию. Ну это всё законно. У них есть разрешение — пожалуйста, делайте, что хотите. Мы работаем в обычном режиме. Я никак к этому не отношусь. У меня работа, мне надо обслуживать клиентов.
В самом ресторане сидит человека три–четыре. Интересуюсь у одного из посетителей, мужчины лет сорока, что он думает о ситуации вокруг франшизы:
— Всё это какой-то детский сад. К «Маку» я отношусь нормально. Тут нормальная еда. Её необязательно есть каждый день, а для разнообразия вполне неплохо. Мы же едим итальянскую пиццу, японские роллы, американские гамбургеры. Всё должно быть в меру.
— В курсе новости про Михалкова и Кончаловского и их сеть ресторанов русской народной кухни? Пикетчики на улице одобряют эту идею.
— Это чистый пиар, к тому же, чтобы открыть хороший ресторан, например, блинную или пельменную, надо вложить кучу денег. Проще всего обхаять то, что уже есть. Возле школ стоят магазины, и дети там покупают чипсы и жвачку. Почему эти магазины не пикетируют? «Макдоналдс» выбрали, потому что американские санкции? Но Япония тоже вводит против нас санкции, но мы же роллы едим.
***
Людмила достаёт пирожки. Это её козырь. Именно пирожками она хотела переманивать клиентов «Макдоналдса», угощая их «русской едой».
— Ну так, что вы точно хотите: всякие гамбургеры или, может, настоящих пирожков? — торжественно объявляет организатор.
Неловкая пауза. Очевидно не все горят желанием есть пирожки.
— Да! Пирожков! — поддакивает ещё один организатор.
— Подходи, народ честной! — продолжает Людмила.
В конце концов каждому участнику вручают по пирожку и пытаются их дать заходящим и выходящим из ресторана — все отказываются.
— Это их ваши камеры смущают, — резюмирует Людмила.
***
— Мне друзья позвонили, позвали, — рассказывает Михаил Клементьев, участник акции. — Пикет — это скорее способ показать свою позицию. В «Макдоналдсе» я, конечно, ел до этого. Я не то, чтобы против этого ресторана, ведь люди, которые там работают, потеряют работу. Но... я бы не хотел, чтобы он здесь находился. Это не вопрос кухни. Это скорее вопрос американского образа жизни — оттуда и твёрк, и всё это идёт. Жалко, что у нас не могут пока открыть свой известный бренд русской кухни. Я думаю, что мы всё-таки позади Америки идём в развитии. Но всё равно, культура... Думал, что на акции будет больше народа. Во второй раз уже не приду.
Пока разговаривал с Михаилом, между участником и одним из журналистов завязался конфликт. Молодой активист в спортивных штанах и с маленьким рюкзаком был чем-то недоволен и активно объяснял это журналисту, вплоть до того, что потребовалось вмешательство полиции.
— Ко мне подошёл один из участников акции и сказал: «Чувак, если где-нибудь появится моя фотка, я тебе голову *** отобью». Я пытался ему объяснить, что могу снимать людей на пикете. Его эти объяснения не устроили. Сразу вмешался один из организаторов. Вроде все успокоились, но потом он всё равно подошёл и начал угрожать. Ну я и обратился к сотрудникам полиции, которые дежурили рядом. При полицейских он сразу угомонился, начал руку мне жать и всё. Предлагали заявление написать, но я отказался, — рассказывает журналист Игорь Ермоленко.
После этого небольшого происшествия участники пикета начали расходиться.