«Мне понравилось, как сыграла «шестёрка». «Дон», несмотря на то, что его слили, держался хорошо. В середине игры уже сложилась красная команда, они легко читались, и было очевидно, что чёрные либо «шестёрка», либо «двойка», потому что у них была нечёткая позиция. Когда «дона» весь стол отдавал под чёрного, он не соглашался и пытался развить другую линию игры, где находил другого игрока чёрным. Вообще, мафия должна была сыграть логично: чёрные должны слушать чёрных. В этой игре такого не было. Ну и «шериф» — госпожа Poly — отлично сыграла, проверила красную «двойку», вскрылась красной «тройке», «девятку» «окраснили» из-за чёрных ходов. Игра шла больше на эмоцию, а не на логику. Особенно, когда на распиле сломали «семёрку», всем стало понятно, кто чёрный», — пытается объяснить Мария Решетникова, один из организаторов игры.
Услышав такое впервые, сложно сообразить, о чём идёт речь. Только посмотрев три-четыре игры, можно более или менее сориентироваться в происходящем за столом. И это не считая того, что, помимо терминологии, в игре используется много разных жестов. Это связано с тем, что правила игры строго регламентированы: за столом может говорить только один игрок в отведённое для этого время, все остальные должны молчать, иначе заработают фол. Чтобы участники могли всё-таки общаться, были придуманы жесты, обозначающие термины игры. Пока один говорит, другие активно жестикулируют и общаются, часто спорят с говорящим. Неподготовленному человеку может показаться, что он попал на собрание глухонемых с одним говорящим председателем.
Первый в Белгородской области чемпионат по «Мафии» проводился по классическим правилам: десять игроков, шесть мирных жителей (красные), один «шериф» (красный) и три «мафии» во главе с «доном» (чёрные). «Дон» тот же «шериф», только на «тёмной стороне силы». Он проверяет игроков и ищет среди них «шерифа», чтобы вывести его из игры. «Шериф», напротив, проверяет сидящих и ищет среди них чёрных. Каждому игроку за столом присваивается определённый номер. Во время игры не принято обращаться на «ты» или по имени — только по числу. Также у каждого игрока есть свой ник — вымышленное имя, которое игрок сам себе придумывает. Во время перерыва между играми участники называют друг друга исключительно по нику, например, господин ШоуБой или госпожа Игуана. «Убитые» или выбывшие игроки после смерти не раскрывают свои карты, поэтому до самого конца игры не ясно, кто выигрывает. Ещё одна из особенностей игры — участникам запрещено клясться, упоминать бога или чёрта, оскорблять друг друга и «давать зуб». За подобные вещи судья не только нещадно выдаёт фолы, но вовсе может удалить из-за стола. Удивительно, но из-за того, что фактически нельзя кричать и ругаться, как это бывает в любительских играх, игра менее зрелищной не становится. Напротив, накал страстей за столом доходит до такой степени, что девушки, бывает, выходят из игры со слезами на глазах, а у мужчин то и дело потеют ладони.
«Я получаю кучу эмоций, мне доставляет удовольствие играть с такими профессиональными игроками, — рассказывает мне госпожа Poly (вне игры — Полина Криенко), — я когда вытянула «шерифа», прямо обрадовалась: за «шерифа» я рву! Сначала переживала — по нулевому кругу поговорила не очень (в первый день игроки знакомятся друг с другом — прим. ред.). Ну, думаю, не должны стрельнуть. Но потом ничего — собралась, и красные выиграли».
Подготовиться к чемпионату белгородским организаторам помогал прибывший из Москвы вице-президент РФИИМ. Роман Селенский приехал не только помочь организаторам, но и поиграть.
— РФИИМ — это Российская федерация интеллектуальной игры «Мафия». Есть ФИИМ — международная организация, включающая в себя разные «маф-клубы» из регионов России (РФИИМ) и ближайшего зарубежья: Украина, Беларусии, Молдова. Также в эту организацию входят клубы из Германии. В ближайшее время мы планируем подключить Ригу и Прагу.
— Чем вы занимаетесь?
— Мы занимаемся развитием и популяризацией игры «Мафия» и, следовательно, помогаем организовывать турниры для повышения уровня игроков.
— Что такое «уровень игрока»?
— Это не значит, например, что человек играет уже долго. Потому что многие люди относятся к «Мафии» как к хобби, некоторые — как к спорту. Наша задача сделать так, чтобы игру признали официальным интеллектуальным спортом на территории России и Украины. И чтобы все желающие могли участвовать в турнирах и нарабатывать опыт. Я считаю, что один такой подобный турнир заменяет, как минимум, два месяца игры в игровом салоне. На соревнованиях встречаются игроки из разных регионов. Везде разная школа обучения, ну и таким образом игроки обмениваются опытом.
— Школы обучения?
— Существует две школы игры «Мафия» — украинская и армянская. Армянская — потому что армяне придумали эту игру и привезли её в Москву. В столице игроки больше играют по логике, они больше рассуждают, считают ходы, применяют теорию вероятностей. А «Украина» — это игроки-самоучки, у них акцент больше на эмоциональную составляющую игры, психологию поведения. Белгород больше относится к украинской школе, ну это обусловлено близостью к границе. Помимо различий в поведении игроков, есть ещё небольшие различия в правилах. Наша задача объединить все клубы в единую федерацию, сделать так, чтобы все играли по единым правилам и единой рейтинговой системе.
— Как вам уровень сегодняшнего турнира?
— Знаете, я в Белгороде впервые. Вообще не знал, как здесь обстоит дело с «Мафией», знаю только пару хороших игроков. Мне нравится турнир, организаторы провели большую работу для того, чтобы игры прошли позитивно, в комфортном для игроков месте, и конечно, с высоким уровнем приглашённых гостей. Судейская коллегия ведёт себя профессионально. Видно, что ребята опытные. Думаю, что у Белгорода очень большие перспективы.
На второй день турнира, перед финальной игрой, мы поговорили с Александрой Поповой. Она игрок топ-6 того самого рейтинга, о котором говорил вице-президент РФИИМ. Александра — единственная белгородка, пробившаяся так высоко.
— Что значит топ-6? По какому принципу строился рейтинг?
— В течение всего года под эгидой ФИИМ проводятся разные турниры, в которых можно набирать баллы. Я участвовала во многих турнирах: в Москве, Харькове, Киеве. Поездила по городам, заняла высокие места. В итоге вошла в десятку лучших. В конце состоялись финальные игры в Киеве, по итогам которых я заняла шестое место в рейтинге.
— Есть «логики» и «эмоционалы». К кому ты больше себя относишь?
— Есть три составляющих игры «Мафия»: логика, эмоции и интуиция. Я не «эмоционал» точно. Мне сложно судить по эмоциям. На меня всё-таки большое влияние оказала московская школа «Мафии», поэтому я себя отношу к «логикам», но доля интуиции в моей игре всегда присутствует.
— В финальную игру ты не попала?
— Да. К сожалению, я набрала всего два балла. Очень старалась, где-то не хватало везения, где-то делала ошибки. Думаю, что в целом сыграла неплохо, хотя бы не опозорилась.
— Если посмотреть на таблицу результатов, видно, что белгородские игроки находятся в основном в конце таблицы. С чем это связано? Неопытность?
— Давайте вспомним, что не только Белгород внизу, но и тот же, например, вице-президент, играет со мной за третьим столом, первый стол — финалисты, дальше по количеству баллов вниз. Это всё-таки игра. В ней очень много разных составляющих: психология, эмоция, интуиция, фарт. Нам чуть-чуть не подфартило, вы сами видите, что собрались сильные игроки, откровенных пассажиров (пассивные, неопытные игроки — прим. ред.) нет. Я рада за Липецк. Они играли ровно и в итоге многие оказались за первым столом.
В финальной игре бились представители Воронежа, Липецка и Москвы. Затесался среди них и один белгородец — господин Монтэг. В напряжённой игре чёрные всё-таки одержали победу. По итогу всех игр призовые места распределились следующим образом: господин Александр X (Александр Степаненко, Воронеж) — 1 место; господин Купер (Станислав Антипов, Москва) — 2 место; господин ШоуБой (Константин Гребёнкин, Москва) — 3 место.